Fra Евгений. (tornado_84) wrote,
Fra Евгений.
tornado_84

Categories:

Диорама "Установление Советской власти в Вятке".

  Для иллюстрации моего рассказа я буду использовать набор открыток "Диорама "Установление Советской власти в Вятке", совместное издание студии военных художников имени М.Б. Грекова и издательства "Изобразительное искусство" (Москва, 1988). Автор текста Т. П. Скоробогатова (сопроводительный текст к открыткам выделен мною косым шрифтом). Мои же замечания будут идти обычным шрифтом.

При последовательном расположении открыток с первой по седьмую мы получаем полный вид диорамы:
DSC_0024-001.JPG DSC_0028.JPG DSC_0032.JPG DSC_0036.JPG DSC_0043.JPG DSC_0048.JPG DSC_0050.JPG

Создатели историко-революционного музея - диорамы "Установление Советской власти в Вятке" - в 1981 году были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР. Этого звания удостоены также скульптор В.А. Сонин, автор барельефа на фасаде здания диорамы, и архитектор А.П. Павлов. Размер холста 8 х 35 метров.

 Из статьи в газете "Кировская правда" (24 декабря 1974 г.) об открытии диорамы "Установление Советской власти в Вятке":
 "Год назад этого сооружения в городе не было. Тут стояли серые деревянные домишки - старая деревня в центре города, причем на ударном, с точки зрения градостроителей, месте. А сегодня, в конце юбилейного для страны года, здесь стоит историко-революционный мемориал, посвященный установлению Советской власти в г. Вятке.
 ...Мы, зрители, - на перекрестке двух улиц старой Вятки - Николаевской и Спасской, мы свидетели большого события: вооруженной демонстрации рабочих и солдат. Монументальное полотно вместило 150 действующих лиц, и каждый из персонажей имеет свое лицо...
 Диорама - это память. Память живущих ныне о борцах революции, отдавших все силы и даже жизнь во имя нас, их потомков и продолжателей. Руками живущих сегодня эта память увековечена. Отныне и навсегда" (В.Иванов).


"Мы, художники, смотрим на панораму, как на огромное, принципиальное явление на изофронте. С этим явлением связываем мы вопросы школы, вопросы социалистического реализма и идеи продвижения искусства в массы". Эти слова замечательного советского баталиста М.Б. Грекова невольно приходят на память, когда оказываешься перед холстом диорамы "Установление Советской власти в Вятке", выполненной художниками А.И. Интезаровым и Н.Н. Соломиным в 1975-1977 годах.
Вот уже десять лет кировчане являются обладателями высокохудожественного произведения панорамно-диорамного искусства, ставшего настоящим центром героико-патриотического и эстетического воспитания. Жители города славных революционных, боевых и трудовых традиций сами проявили инициативу в создании этой диорамы. Строительство ее было делом всеобщим. А когда на высоком городском холме поднялось стройное здание, решенное символически как развернутое знамя революции, работа по созданию полотна была поручена мастерам прославленной Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

Художник А.И. Интезаров за работой над полотном диорамы (можно отметить
интересный момент - живописец набрасывает портреты попа с попадьей):




Аркадий Иванович Интезаров был в то время уже признанным художником, чьи полотна "Освобождение Золотой Праги", "По формулам Циолковского" и другие были популярны и любимы в народе. Его соавтором стал Николай Николаевич Соломин, лауреат премии Московского комсомола, получивший это высокое для молодого художника звание за ряд картин, раскрывающих пафос революционной романтики и героизм наших современников.

  А.П.Павлов, архитектор, автор проекта здания диорамы, и Н.Н. Соломин,
художник, один из авторов художественного полотна:



Созданию произведения предшествовала большая серьезная иссследовательская работа: изучение архивного материала, встречи с участниками революционных событий, изучение истории города, его улиц, поиски образного решения. Реконструируя в воображении облик старой Вятки в дни революционных событий, художники остановили свой выбор на улицах - Николаевской и Спасской (ныне улицы Ленина и Дрелевского), пересечение которых стало основным композиционным центром изображения.


Художник Н.Н.Соломин на вечере в честь 20-летия диорамы.

  Отвлечемся от текста советского искусствоведа Т. Скоробогатовой. Перекресток Николаевской и Спасской улиц выбран был художниками потому, во-первых, что он не столь сильно изменился за 60 лет Советской власти, как другие места Вятки. К тому же это был своеобразный общественно-деловой центр города (солидные магазины, гостиница, банк, Общественное собрание), и его импозантный вид часто привлекал внимание дореволюционных фотографов. Во-вторых, вооруженная демонстрация 1(14) декабря 1917 года, которую мы видим на полотне диорамы, судя по воспоминаниям вятских большевиков, действительно была одним из ключевых событий большевистского переворота в Вятке. Только вот в деталях есть некоторые несовпадения, но об этом позже.

  Посмотрим, ка выглядел перекресток улиц Николаевской и Спасской в дореволюционное время.
  Спасская улица в Вятке, вид с запада на перекрестке с Николаевской. Снимок С.А. Лобовикова (1900-1905 гг.):



  Спасская улица, гостиница "Европейская". Дореволюционная цветная (раскрашенная) открытка, издание А.В. Сунцова, Вятка, №120, 1900-е гг. Юго-восточный угол перекрестка, изображенного на полотне диорамы:



  Спасская улица, гостиница "Европейская". Дореволюционная открытка:



  Общественное собрание. Дореволюционная открытка. Северо-восточный угол перекрестка, изображенного на полотне диорамы:



  Николаевская улица. Дореволюционная открытка. В перспективе Николаевской улицы видна снесенная Покровская церковь:



  Еще один снимок  Николаевской улицы с перспективой на север:



Улица Николаевская вниз от Спасской;



  Волжско-Камский коммерческий банк и магазин Кардакова. Дореволюционная открытка. Северо-западный угол перекрестка:



  Для сравнения - вид сегодня:



  Художникам-баталистам оставалось восстановить на полотне лишь разобранные колокольню и купол Спасского собора (убрав при этом куб ТЮЗовской сцены, выстроенный в 1950-е годы) и Покровскую церковь в перспективе Николаевской улицы. Получилось вот что:



  Кстати, колокольня Cпасского собора сейчас восстановлена, и если мы встанем примерно на ту же точку обзора на улице, что предлагают нам авторы диорамы, то увидим, что колокольня на картине должна быть немного правее:



Белоснежная Покровская церковь - в перспективе Николаевской улицы на север. Здесь закралась одна из ошибок московских художников (и почему-то никто из кировских краеведов-консультантов москвичей не поправил). Если мы посмотрим на снимок С.А. Лобовикова 1904 года (ниже), то увидим, что паперть Покровской церкви была к тому времени снесена (кстати, снесена без разрешения Императорской археологической комиссии). А художники изобразили церковь с папертью - это явный анахронизм. Кроме того, церковь стояла значительно ближе к проезжей части улицы Николаевской (Ленина), а не в отдалении от нее - как это показали художники:



  Таким был Спасский собор города Вятки:



  А такой была Покровская церковь (снимок С.А. Лобовикова, 1904 год):



  Но самым важным этапом работы явилось осмысление революционных событий, происшедших в городе в ноябре-декабре 1917 года. Борьба за переход власти в руки народа в Вятской губернии была трудной. Сообщение о победе вооруженного восстания в Петрограде пришло в Вятку 27 октября 1917 года. Исполком Вятского Совета был в то время в руках эсеров и меньшевиков, и они отказались признать новое правительство. Началась упорная борьба за большевизацию Вятского Совета. Помощь оказали прибывшие по направлению ЦК РСДРП(б) и Петроградского Военно-революционного комитета товарищи Н.М. Анцелович, И.И. Деришев и другие. Прибыл в Вятку и отряд революционных балтийских моряков во главе с Ю.А. Дрелевским. Для руководства борьбой был создан Вятский военно-революционный комитет. 30 ноября 1917 года городской комитет РСДРП(б) и Исполком Вятского Совета постановили провести вооруженную демонстрацию рабочих и солдат, после демонстрации было решено занять ключевые пункты города.



1 декабря в 12 часов рабочие и солдаты вышли на улицы Вятки. Две колонны демонстрантов, двигавшиеся по Спасской и Николаевским улицам, встретились на их пересечении. Именно этот наиболее напряженный и драматический эпизод демонстрации избрали художники для изображения на холсте диорамы. Выбор именно этого момента дал возможность уйти от множества частных фактов, проникнуть в сущность ситуации, осмыслить победу революции как переломное событие в жизни народа, как противостояние и борьбу двух миров, показать неизбежность победы нового строя над старым.

 А теперь прочитаем отрывок из воспоминаний М.М. Попова (1886-1963), одного из участников той демонстрации: "Наступило 1 декабря. Около 12 часов дня у здания бывшего технического училища собрался митинг солдат 106 полка, на котором присутствовали и рабочие - члены Совета. На нем выступил приехавший за несколько дней до того губернский комиссар Советского правительства тов. Лупарев и члены большевистского партийного комитета. По окончании митинга 106 полк с оркестром, плакатами "Вся власть Советам", во главе с членами партийного комитета и исполкома Совета, двинулся сначала по Всполью (ныне Октябрьская улица), затем - по улице Преображенской (ныне ул. Энгельса), повернул на Николаевскую улицу (ныне ул.Ленина), дошел до улицы Спасской (ныне ул.Дрылевского) и на углу Спасской и Николаевской был провокационно обстрелян с тыла (откуда появились выстрелы, осталось невыясненным). Молодые солдаты полка пришли в замешательство, а передовые его отряды также открыли стрельбу. Несколько человек было ранено. Порядок, однако, был быстро восстановлен. Когда полк дошел до улицы Владимирской (ныне ул. К.Маркса), часть его была, согласно плану, разбита на отдельные отряды во главе с комиссарами Совета. Им был дан приказ занимать правительственные и общественные учреждения гор.Вятки. В отряды вошли и участвовавшие в демонстрации рабочие" (За власть Советов. Сборник статей. Киров, 1957. С.51).
Вроде бы все верно - демонстрация, перестрелка. Только вот в воспоминаниях М.М. Попова участники демонстрации идут все вместе по ул. Николаевской, а на полотне диорамы мы видим и вторую колонну - с улицы Спасской. Другой момент. По словам М.М. Попова, когда шествие достигло ул. Спасской, по его участникам стреляли откуда-то с тыла, но откуда точно раздались выстрелы, осталось невыясненным.
 Возможно, что для реконструкции изображенного на картине события художники пользовались и другими источниками. Однако, в довольно подробных воспоминаниях М.М. Попова нет упоминания ни о второй колонне демонстрантов, ни о стрельбе с крыши магазина Кардакова.

Удивительно удачно найден художниками композиционный принцип решения диорамы. Находясь на смотровой площадке, зритель как бы открыл дверь дома на пересечении вятских улиц. Здесь враги революции напали на демонстрантов. С крыши магазина Кардакова раздались выстрелы, в ответ открыли огонь солдаты. Ряды покачнулись, упал на колено солдат-барабанщик.



Однако динамика линий в композиции чрезвычайно выразительна, и кажется, что движение колонн не прекращается, они продолжают свое победное шествие. Диагонали движения сходятся прямо на зрителя, и он становится как бы участником события. Так средствами композиции художники активно включают в действие всех стоящих перед холстом, создавая впечатление еще большей массовости происходящего. Более 150 лиц участников демонстрации написано художниками. Многие из них достоверны: это видные партийные деятели, представители передовой интеллигенции.

Еще одно отступление. Среди демонстрантов узнаваемы некоторые видные партийные деятели, руководившие большевизацией Вятки. Вот - для сравнения - их фотопортреты:


  Анцелович Наум Маркович (1888-1952), родился в семье столяра в Петербурге. Член РСДРП с 1905 года, профессиональный революционер. В 1917 г. - член Петроградского военно-революционного комитета, в ноябре послан ВРК в Котлас и Вятку для установления большевистской власти. Что при поддержке отрядов революционных балтийских моряков им и было проделано. Возвратившись в Петроград, встречался с Лениным: "Когда я рассказывал ему о том, что меньшевики и эсеры объявили в Вятке республику и даже собственные деньги начали выпускать, Владимир Ильич заразительно хохотал..."
Если мы посмотрим фото №1, то слева во главе рабочей демонстрации увидим усатого молодого человека в очках, одетого в пальто и меховую шапку. Вот это и есть Наум Маркович. Яркий представитель ленинской гвардии, Анцелович однако благополучно пережил 37-й год, помер своей смертью в 1952-м и похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
  Деришев Иван Ипатьевич (1870-1951), родился в деревне Минеево Просницкой волости Вятской губ. в семье крестьянина. Член РСДРП с 1903 года, "дедушка вятских большевиков". В 1905 г. - один из организаторов революционного движения среди рабочих железнодорожных мастерских в Вятке. Участник штурма Зимнего дворца в Петрограде. Активный участник установления большевистской власти в Вятке и Слободском. В дальнейшем - на партийной работе в Вятке.
 Посмотрим фото №2 в начале поста. Справа, впереди рабочей демонстрации решительно вышагивает пожилой мужчина с пышными усами, одетый в светлый зипун, шапку он снял и держит в правой руке. Ну, это натурально - Иван Ипатыч.

 

  Зубарева Вера Васильевна (1896-1918), родилась в Вятке в семье работника губернской земской управы. В 1914 окончила женскую гимназию в Вятке, училась в женском медицинском институте в Петрограде. В 1917 г. - одна из организаторов Вятского большевистского комитета. В декабре 1917 Зубарева как сестра милосердия отправилась с отрядом Петроградской Красной Гвардии на Дон. Погибла в плену у белых.
  Посмотрим фото №1. Молодая дама в светлом платке, шагающая под руку с Анцеловичем. На руках у нее - меховая муфта. Возможно, портрет этой дамы художники писали с фотографии Зубаревой.

Возможно, читатели опознают еще кого-то на полотне диорамы. Во всяком случае, лучше всего узнать есть ли еще на диораме портреты реальных лиц лучше всего у одного из авторов - художника Н.Соломина. А я поставлю здесь фотографии тех, кто мог бы участвовать в том реальном событии:

..

..

Фотогорафия отряда Красной гвардии г.Вятки, сделана в 1918 г., в годовщину большевистского переворота; типажи красногвардейцев очень колоритны:



Целостность общего композиционного замысла не помешала художникам воспроизвести на полотне множество эпизодов, которые не дробят композицию, а служат усилению достоверности. Острохарактерны фигуры моряков-балтийцев, преграждающих путь врагам революции.



Ошалело стегнул лошадь испуганный возница; покатившиеся с его саней бочки - своеобразный символ сумятицы.



В левой части диорамы видим, как прячет поглубже в сани свой сундук и патефон сельский обыватель; в его взгляде и ухватке - черты будущего врага революции. Добавим - тут же среди врагов революции и священник в меховой рясе, в шляпе по дореволюционной моде русского духовенства и с посохом в правой руке. Попадья в цветастом набивном платке испуганно крестится. Чиновник в форменной шинели и фуражке, его жена только что купила новую шляпку - несет шляпную коробку в руке. Из магазина Кардакова настороженно выглядывает приказчик (или сам хозяин).



  Для придания общей картине старого буржуазного мира еще большей колоритной скандальности советские художники-баталисты изобразили в окнах гостиницы "Европейской" выглядывающих на улицу обнаженных женщин - определенно, проституток:



  Возьмем покрупнее. Вот они, путаны, с голыми сиськами:



Зато сколько светлой надежды в лицах женщин и ребятишек , примкнувших к колоннам демонстрантов! В колоритных группах горожан читаем десятки социальных характеристик. Глубокий психологизм образов - необходимое условие реалистического полотна, и здесь он чрезвычайно убедителен.



  В диорамно-панорамном искусстве немаловажное значение имеет предметный план. В произведении Интезарова и Соломина он является не только связующим звеном между изображением на полотне и зрителем, но и характеризует бытовой аспект исторического события. Предметный план здесь скуп, вся нагрузка обращена на холст. Но то, что выбрано в качестве связующих предметов, отмечено точным пониманием уклада, быта, по сути - характера самой эпохи. Иллюзии единства предметного плана и изображения во многом способствует и то, что предметный план "не уложен", а практически написан художниками. В левой части диорамы мы видим реальные сани и не замечаем границу, где они переходят в живописный холст. Это не иллюзорный трюк, а высокий профессионализм художника, умеющего вызвать у зрителя полный эффект присутствия. Природа искусства диорамы именно такова, что, захватив зрителя, сделав его участником события, оно выполняет свою агитационно-пропагандистскую роль.



  Диорама "Установление Советской власти в городе Вятке" - пример состоявшегося диалога художников со всеми, кто приходит к историческому полотну. В этом произведении А.И. Интезаров и Н.Н. Соломин выступили в батальном жанре как новаторы, обогатив идейно-тематическое содержание панорамно-диорамного искусства высокохудожественным решением революционной темы. Успех их творческого содружества был отмечен высокой наградой - золотой медалью имени М.Б. Грекова.

И напоследок - вид диорамы в объективе моего фотоаппарата. Левая часть картины:



Центральная:



Правая:


Tags: kirov, my photo, old photo, vyatka, Городской пейзаж, Изобразительное искусство, Музеи, Революция и гражданская война, Старые интерьеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments