?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у a_kuryatkov в Первые красные крестины в Вятке - "Октябрины" 1923 г. и Октябрины с факелами в руках. Вятка, январь 1924 г.
В декабре 1923 года в Вятке состоялся обряд "красных крестин". До этого ничего подобного вятчане не видели, хотя и читали в газетах, как это происходило в других городах.
 Специально к этой дате был подготовлен зал "Дворца Труда", куда были приглашены гости, руководители города, пионеры и конечно родители с новорожденной.


Вятка, Дворец Труда. Нач. 1920-х гг. (В этом здании до 1918 года помещалась 2-я мужская гимназия г. Вятки, в наши дни - Вятская гуманитарная гимназия.)

Как проводились октябрины, можно узнать из статьи, помещенной в "Вятской правде":

 "Дворец Труда" разузорен огнями. В зале народа - что называется - пушкой не пробить, В коридорах, на лестнице, за сценой - везде люди...
 Вышли отец и мать Беляевы, у матери на руках - крошечная дочка в голубом одеяльце.
 Говорит отец с волнением: "Беспартийная женщина, домашняя хозяйка, мать этого ребенка отрешилась от церковных предрассудков. Она не хочет идти в церковь и крестить своего ребенка. Она принесла его сюда, в клуб, чтобы отдать на воспитание под идейное шефство трудящихся, чтоб воспитать его в духе коммунизма. Этот ребенок будет отныне называться Розой, в память Розы Люксембург".



 Из гущи работниц несется звонкий голос работницы - делегатки Петровой: "Работницы! Докажем на деле, что мы отказываемся от поповского дурмана. Снимайте кресты и цепи с шеи ребят. Сегодня я сняла кресты со своих детей и отдаю их в пользу германских детей". На сцену летят три крестика (золотой и серебряные) и звякают о пол...

Работницы вносят предложение: избрать крестным отцом тов. Ремишевского, а крестной матерью Прищепчик.
 Тов. Прищепчик берет из рук матери дитя и говорит: "Вместо того чтобы купать его в церковной купели, мы поднесем его к красному боевому замени". "Мы постараемся, - говорит она, - знамя Октябрьских завоеваний не выпустить из рук, чтобы вот этому ребенку досталась лучшая жизнь".
 Тов. Ремишевский говорит: "Сегодня великий день - день отрешения от поповского дурмана. Слова работницы, призывающей снять кресты, должны глубоко запасть вам в души. Товарищи, я предлагаю назвать наши красные крестины - "Октябринами".
 Звонкий голос из толпы подхватывает: "Дадим слово, что детей понесем не в церкви, а в клуб".
 Выходит пионерка - ручейком звенит голосок. Приветствуя ребенка и родителей, пионерка передает матери красное платьице...
 В море улыбок, в тысячи огоньков глаз кидает тов. Маркович свои слова: "Вот смотрите - здесь чувствуется волнение и искренность. Здесь впервые узкая семья вносит в большую семью коллектива свою радость, свое счастье. Вместо того чтобы от рожденья до смерти этого ребенка преследовала тень попа, мы осеняем ребенка красным боевым знаменем. Взамен старого затхлого быта под этим знаменем мы строим лучшую, красивую, правдивую жизнь".
 Медные трубы оркестров торжественно ревут. Маленькой Розе читается наказ: "Расти достойной имени Красной Розы, а когда вырастешь, будь так же как и она преданной революционной борьбе рабочего класса, если бы даже пришлось, как ей, погибнуть на славном посту! Мы завещаем тебе лучшее наследство пролетариев - ненависть старому капиталистическому миру, твердую революционную волю к осуществлению власти трудящихся во всем мире к смелому творчеству нового коммунистического мира. Расти же дорогое дитя, Красной Розой".
 Подписывается акт приема в гражданки СССР новорожденной Беляевой. В акте расписываются президиум собрания, родители Розы, крестные отец и мать. Работницы просят посмотреть Розу. Со сцены Розу взяли на руки работницы. А крестный отец тов. Ремишевский предупреждает: "Берегите мою дочь".
Октябрины кончаются громовым "Интернационалом".
"Вятская правда" 1923 г.
------------------
 Вслед за первыми красными крестинами во "Дворце труда", октябрины стали проводить и в вятских клубах: сначала в недавно открывшемся клубе кожевников, затем в клубе железнодорожников.


Вятка. Клуб рабочих кожзаводов в бывшем женском монастыре. Открытка губ.комитета МОПР, 1927 год.

 Сохранились описания красных крестин в клубе имени Демьяна Бедного в январе 1924 г.
 Центральный клуб кожевников имени Демьяна Бедного ярко освещен. В высокой сводчатой зале, разместившись на стульях сидят кожевники и овчинники района "Октябрьской революции", слушая лекцию тов. Федорова "Народная обрядность и вера в бога".
 Лекция закончилась, задаются вопросы. Лектор внимательно и подробно отвечает на вопросы.
 После лекции завклубом объявляет о том, что сейчас будут октябрины сына рабочего кожзавода. Публика заполнила все свободные места и затихла в ожидании. В зале погас свет, в полумраке из боковых кулис, появились молодые люди с факелами и флагами в руках. Среди них два пионера, несущих серп и молот.
Раздвинулся занавес, и на фоне алеющей сцены, задрапированной красным сукном, появилась мать с ребенком, завернутым в красное одеяло. Молодежь коллективно говорит:
 - Мы принимаем тебя в свою трудовую коммуну без церковных свеч, с красным факелом в руках.
 Появляется отец ребенка, который говорит о том, что у них трое детей, и лишь один из них вступает в жизнь не под покров религии и церкви, а под покров красной трудовой коммуны.
 Дальше зачитывается акт о записи ребенка в гражданское состояние, и о том, что родители отказываются от религиозного обряда, и отдают ребенка под покровительство трудовой Республики. Под актом подписываются члены правления союза кожевенников и клуба. Председатель союза тов. Левин говорит, что трудовой профессиональный союз берет ребенка под свою опеку. Октябрины заканчиваются дружным пением Интернационала.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 4th, 2017 07:30 am (UTC)
Октябрины вместо крестин. Вятка, 1920-е гг.
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Октябрины вместо крестин. Вятка, 1920-е гг.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Октябрины вместо крестин. Вятка, 1920-е гг. [...]
skygrad
Jan. 5th, 2017 01:21 pm (UTC)
Идеалогия власти сменилась, но обрядность оставили привычную народным массам: мощи, святой пантеон, красные крестины и похороны, портреты основателей вместо икон, комсобрания вместо молений и т.д. Кстати, христиане после прихода к власти в Римской империи также копировали прежнюю обрядность. Вместо идолов появились статуи святых. Интересно, что комобрядность не прижилась даже среди верхов власти, после Войны насаждалась как то вяло. Думаю, тут постепенное разочарование в идеалогии, обещанный комм рай на земле всё не наступал... Вернулись к более прагматичному упованию на загробную светлую будущность.
tornado_84
Jan. 5th, 2017 10:42 pm (UTC)
"Обрядность оставили привычную". Нет, обрядность ввели новую. Все эти бесконечные речи, общее всем собранием пение новых гимнов, аскетичные военного покроя куртки вождей, скамейки или ряды стульев и трибуны, постоянное обязательное цитирование "основоположников" и прочее - это по сути баптистский ритуал. Комсомольские и партийные собрания в СССР до удивления напоминали своим видом собрания каких-нибудь методистов или пятидесятников. Тот же дух, та же обстановка. В православной церкви приход никогда не был монолитной и всепроницающей организацией. А вот у протестантов - там всё как у комсомольцев: ранжир, постоянное вмешательство в личные дела, выговоры, проработки, "критика и самокритика", публичные покаяния. "Почему не был на собрании в субботу?", "почему на тебя жена жалуется?", "товарищи, я каюсь, я допустил ошибки..."
Никакого сходства с православием тут нет, это протестантизм современного пошиба. А мавзолеи и у протестантов есть, вот мавзолей Гранта в США - https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Grant%27s_Tomb#/media/File:Detroit_Photographic_Company_(0613).jpg
Ну и "рай на земле" - это же хилиазм, это непременная часть учения поздних протестантских учений.

Edited at 2017-01-05 10:46 pm (UTC)
skygrad
Jan. 7th, 2017 10:59 pm (UTC)
Надо учитывать временную разницу. Христианская обрядность прошла в России много вековое развитие, что грех таить, утратила новизну и напор, омертвела даже к началу 20века. А новая вера внедряемая большевиками поначалу всё это имела. Но с нею случилось указанное разочарование довольно быстро, вскоре после войны, подорвавшей пассионарный порыв революции. Погибли почти все комсомольцы и молодые коммунисты родившиеся после 17 года. Выжили отсидевшиеся в тылу ни во что не верящие прагматики. Послевоенное поколение могильщиков коммунистической идеи породили они.
tornado_84
Jan. 8th, 2017 05:12 am (UTC)
"Христианская обрядность в России утратила новизну и напор, омертвела". А что собственно такого омертвелого в православной обрядности? Язык церковно-славянский - сильно русифицированный. Чтобы его понимать, достаточно выучить сотню-две слов и несколько несложных правил. Ученый перевод Библии на русский язык выполнен в 19 веке - и этот перевод доныне вне конкуренции. Для иноязычных служба на родном языке православной церковью издревле поощрялась и ныне приветствуется.
Что на самом деле устарело? Я думаю так, что у нас есть только монастырский устав, а мирского устава нет. Эта традиция идет еще из античности, где монастыри считались образцом христианской жизни. Второе - то, что требник приспособлен к условиям сельской жизни. То есть там есть молитвы на освящение телеги, колодца, новых плодов, а вот к городской жизни молитв мало.
Но обрядность крестин, брака, отпевания, панихид - что тут может устареть? В православной службе этих треб прекрасные тексты, проникновенные, вечные. Устареть они никак не могут.
----------
"Вскоре после войны, подорвавшей пассионарный порыв революции". - Вот и вы видите эту победу как пиррову. Германия считай в одиночку две мировые войны воевала со всем миром - и ничего, в осадок не выпала. Японию союзники отутюжили бомбами, а сверх еще ядерными батонами залакировали.
"Выжили отсидевшиеся в тылу ни во что не верящие прагматики". - Да вот что-то не сходится. Прагматик устроит жизнь рациональную и комфортную, а не как у нас.
skygrad
Jan. 8th, 2017 10:05 pm (UTC)
Если б не имело место то, о чем я сказал, то защитников веры было б много больше, чем мы наблюдали в период с 18 по 38 годы. Сращивание церкви с государством приводит к разочарованию и отступлению в вере в периоды смены власти. Началось всё гораздо раньше, вспомним класскиков литературы 19 века. Достоевский и Толстой.
tornado_84
Jan. 9th, 2017 09:41 pm (UTC)
Вроде бы речь шла не о вере, а только об обрядах
skygrad
Jan. 9th, 2017 10:28 pm (UTC)
Много что устарело. Уже сто лет назад а тем более теперь. В церковных текстах много хорошего и наверно душеспасительного, и большинство служителей честные и замечательные люди, подающие личный пример правильной жизни. Но есть вопросы...
tornado_84
Jan. 11th, 2017 03:17 pm (UTC)
Речь не о том, насколько церковные тексты душеспасительны. Еще раз - мы же о внешней стороне говорим. Как литературные произведения церковные тексты - очень высокого качества. Вы же надеюсь не будете спорить с тем, что псалмы царя Давида, из которых по большей части состоит богослужение - это первоклассное литературное произведение? Это классика мировой литературы. А классика никогда не может устареть.
skygrad
Jan. 11th, 2017 10:25 pm (UTC)
Вопросов много, можно их не замечать, так проще жить, перекрестился и полегчало. Идеи Христа для народа не видны и неизвестны, текстов никто не читает, кроме сектантов. А есть некий обрядный симбиоз с древним язычеством. Таким людям одинаково в какую церковь ходить, христову или большакову.
skygrad
Jan. 9th, 2017 10:18 pm (UTC)
Немцы также потеряли своих пассионариев-нацистов, не случайно ныне Германия, не смотря на экономич. успехи, вымирает и не имеет сил сопротивляться вторжению варваров востока. Наши прагматики поставлены были в неестественные условия для выживания: работа на красного помещика до пота не приносит плодов, поэтому надо хитрить, встраиваться в навязанную идеологию. А это не способствует общему росту экономики.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

боярин смеётся ("петр первый")
tornado_84
Fra Евгений.

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Powered by LiveJournal.com